Управляющие организации в своей деятельности руководствуются нормами действующего законодательства, в первую очередь в жилищной сфере. Однако бывают ситуации, когда собственники или надзорные органы запрашивают документы, в частности карточки регистрации параметров теплоносителя, не предусмотренные вообще никакими нормативно правовыми актами.
В первую очередь нужно четко знать, какие документы управляющая организация обязана предоставить.
На основании части 10.1 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Согласно ч. 18 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 — 25, 28 — 33, 35 — 40 части 1 статьи 6 данного Закона.
Порядок и сроки размещения подлежащей обязательному раскрытию информации предусмотрены в свою очередь Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416.
Так вот названные нормы права не предусматривают обязанность ни по размещению, ни по предоставлению кому-либо карточек учета теплоносителя.
Обращаемся к более специальным нормам права в сфере жилищного законодательства.
Подпунктом «е» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила № 354), предусмотрена обязанность исполнителя при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца, а в случаях, предусмотренных подпунктами «б», «г» — «ж» пункта 17 настоящих Правил, принимать не позднее 26-го числа текущего месяца в порядке, определенном договором приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, показания такого прибора учета от управляющей организации, товарищества или кооператива, осуществляющих управление многоквартирным домом, и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.
В соответствии с п. 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 (далее – Правила № 1034), коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности. Количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период (п. 111 Правил № 1034).
Согласно пункту 80 Правил № 1034, в срок, установленный договором, потребитель или уполномоченное им лицо передает теплоснабжающей организации отчет о теплопотреблении, подписанный потребителем. Договором может быть предусмотрено, что отчет о теплопотреблении представляется на бумажном носителе, на электронных носителях или с использованием средств диспетчеризации (с использованием автоматизированной информационно-измерительной системы).
Из выше приведенных норм действующего законодательства следует, что во взаимоотношениях ресурсоснабжающая организация – управляющая организация, имеет место обязанность по передаче отчета о теплопотреблении, во взаимоотношениях потребитель – управляющая организация, последняя обязана предоставлять журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, запрашиваемый как потребителем, так и надзорными органами. При этом при всем, предоставление карточек учета теплопотребления законодательством не предусмотрено.
Также необходимо отметить, что форма журнала учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предусмотренная подп. «е» п. 31 Правил № 354, также не установлена, соответственно управляющие организации могут вести журналы учета и ежемесячно заносить в них показания в свободной форме. Принимая во внимание, что показаний по тепловой энергии в привычном понимании слова не существует, в такие журналы учета по тепловой энергии должны заноситься данные о потребленном объеме тепловой энергии за отчетный период. Данные сведения (показания) и предоставляются в письменной форме потребителям и надзорным органам.