Судом общей юрисдикции принято решение об удовлетворении требований управляющей организации, предположим о возложении на собственника обязанности по предоставлению доступа в жилое помещение для осуществления надзора за соблюдением порядка осуществления переустройства и перепланировки или мероприятий по предотвращению происшествий, связанных с нарушением правил использования газа в быту. И в руках защитника общего имущества многоквартирного дома оказывается исполнительный лист, в предвкушении скорой победы исполнительный лист попадает в службу судебных приставов и даже возбуждается исполнительное производство.
Но дальше тишина. Собственник не предоставляет доступ в свое помещение для исполнения решения суда, а служба судебных приставов ограничена в своих действиях мерами принудительного исполнения, указанными в ст. 68 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а именно:
1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;
2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;
3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;
4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях;
5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;
6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;
8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;
9) принудительное выселение должника из жилого помещения;
10) принудительное освобождение нежилого помещения от пребывания в нем должника и его имущества;
10.1) принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;
10.2) принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества;
11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.
При этом указанные меры не способствуют в полной мере исполнению решения суда о предоставлении доступа в помещение.
В связи с чем Министерством юстиции Российской Федерации разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» в части установления особенностей исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о предоставлении доступа в помещение в многоквартирном доме при осуществлении надзора за соблюдением порядка осуществления переустройства и перепланировки, обслуживания и ремонта внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования».
Данный законопроект предусматривает введения такой меры принудительного исполнения как принудительный доступ в помещение в многоквартирном доме при осуществлении надзора за соблюдением порядка осуществления переустройства
и перепланировки, а также за соблюдением порядка осуществления обслуживания и ремонта внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, которая наделает судебного пристава исполнителя правом, при соблюдении процедуры предварительного уведомления должника и предоставления ему срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки, и их осмотр. С составлением конечно соответствующего акта и в присутствии понятых.
И все бы хорошо, но есть существенное обстоятельство, данная мера планируется применяться при осуществлении именно надзора за соблюдением порядка осуществления переустройства и перепланировки, а также за соблюдением порядка осуществления обслуживания и ремонта внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, то есть как следует из пояснительной записки к проекту названного федерального закона при исполнении судебного акта, выданного по заявлению должностных лиц государственного жилищного надзора и органа муниципального жилищного контроля, в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, своевременного выявления и устранения неисправности газового оборудования, а также недопущения ухудшения технического состояния, разрушения многоквартирного жилого дома или его части в случаях самовольного переустройства и (или) перепланировки.
Однако вопрос доступа в помещения с целью проверки внутридомового газового оборудования, находящегося в помещениях, является очень актуальной проблемой непосредственно для управляющих организаций, поскольку именно они осуществляют техническое обслуживание и диагностику внутридомового газового оборудования и именно на них возложена обязанности по надлежащему содержанию оборудованию, отвечающему требованиям в первую очередь безопасности проживающих в таком доме лиц. В настоящее время проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» в части установления особенностей исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о предоставлении доступа в помещение в многоквартирном доме при осуществлении надзора за соблюдением порядка осуществления переустройства и перепланировки, обслуживания и ремонта внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования» прошел независимую антикоррупционную экспертизу. В окончательном виде проект названного Федерального закона пока не размещен. Поэтому можно только ждать и надеяться, что перечень оснований, при которых такая мера подлежит применению, будет расширена.